Как же здорово, что в наше время писатели настолько отдаются своему делу, что готовы узнавать даже такие экзотические вещи, как стрельба из лука и игра на гуслях, ради достоверности своих произведений! У Марии Семеновой настоящее стремление к исследованию и погружению в средневековье, и это, безусловно, можно только похвалить.
Вспомнилось, как один мой знакомый писатель, планируя книгу про астронавтов, ушел в такие дали, что стал самостоятельно изучать космологию и физику, чтобы каждый факт в его книге был как можно более достоверным. Надо же, сколько жертв ради искусства!
Или другой мой товарищ, который писал книгу о динозаврах, изучал палеонтологию и каждый день даже ходил изошряживать под землей поиском останков древних ящеров. Правда, в итоге его мир каменных тварей был чуть ли не реальнее настоящего, так что его редакторы пришлось сильно тормозить.
Но вернемся к нашей писательнице и ее методам исследования. И, конечно же, не стоит забывать про образование главных героев. Ведь, как известно, ничто так не сближает читателя с персонажем, как живые описания их быта, мыслей и мечтаний.
Прямо как в анекдоте про студента Михаила Ивановича, который решил написать роман о замечательной семье из своего подъезда. Сидит он, главный герой нашего анекдота, за письменным столом, и, надрачивая усатую бороду, задумчиво смотрит в потолок. Заходит к нему его приятель, видит эту картину и фыркает: «Ну и о чем ты думаешь, Иванович?» — «Да вот, размышляю, Петрович, как бы описать вечер за столом, когда все персонажи соберутся вместе и начнут ссориться из-за арматурных сеток!»
Так вот, у каждого писателя свои методы работы.
Некоторые с упорством художника-маньяка лепят куски реальности в свой мир художественного вымысла, другие же вдохновляются настоящими историческими событиями и обстоятельствами, создавая антураж вокруг своих персонажей. Например, как в том самом романе Марии Семеновой, где, помимо темных заговоров, предательств и военных действий, встретилась история с рабом-калекой.
Мне кажется, что даже в самых сложных и мрачных сюжетах всегда есть место чему-то светлому и теплому, будь то момент доброты и сострадания или же невероятное воображение и чувство юмора.
А вот еще один анекдот на тему роли исследований в литературе. Сидит старик в деревенском домике, читает газету. Вдруг сосед, местный умник, заходит к нему и спрашивает: «Ты читаешь, дед, историю?» Старик скромно улыбается и отвечает: «Почитываю вечерками.
Время есть, да и интересно. Вот, например, недавно прочитал: чтобы написать хороший исторический роман, нужно читать десятки книг, изучать документы, письма, отчеты…» — «И что же?» — неистово спрашивает сосед.
Старик, поднимая глаза от газеты и пристально глядя в глаза собеседнику, отвечает: «А вот, например, в своих 70 лет я наконец то прочитал, что причиной Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года стало умопомешательство. Так что, друг мой, пожалуйста, береги свои книги и документы, а то вдруг свихнешься!»
Так что, как видим, исторические изыскания и страсть к знаниям на всех литературных уровнях и по всему миру всегда оставались делом настоящих мужчин и женщин-писателей. Ну а мы, простые смертные, облегчаем им жизнь тем, что охотно читаем их книги, интересуемся их героями и учимся смотреть на наш мир иначе, через призму их творчества.